Аннотации программ

Базовый уровень: «Мастерская литературного творчества»

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного писателя. Мастерская литературного творчества» имеет художественную направленность с развивающими, творческими и обучающими компонентами и направлена в первую очередь на развитие литературного творчества, художественного слова и культуры письменной и устной речи.

Избыток в социальных сетях нерегулируемой информации нередко деструктивной направленности, доступность её подрастающему поколению, дезориентирует современного ребёнка в мире социальных отношений и может спровоцировать формирование неустойчивой личности, с невыраженными чёткими духовно-нравственными принципами. Поэтому одной из приоритетных задач воспитания в настоящее время, является формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей, развитию их самосознания и личностного потенциала.

Поскольку литературный художественный опыт — это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней, удовлетворяя потребность в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии. Познавая себя и овладевая литературным творчеством, юный писатель сможет не только проявить способности, но и отобразить восприятие действительности, видение мира и своего места в нём. В «Мастерской литературного творчества» юным писателям предоставляется возможность творить в различных литературных жанрах, создавая собственные литературные произведения, и в то же время осуществлять анализ и коллективное обсуждение чужих произведений.

Развивать творческие способности – значит «вооружать» обучаемого способом деятельности, принципом выполнения работы.

Цель – раннее выявление и поддержка одарённости, развитие детского литературного творчества, образного и ассоциативного мышления; развитие творческой активности детей; приобщение к письменной культуре и чтению; обучение грамотно формулировать и излагать свои мысли; формирование потребностей в самопознании и развитии личностного потенциала.

Планируемые результаты
1-й год обучения.

Обучающийся будет знать грамматические и лексические нормы языка; нормы и правила техники писательского ремесла.

Обучающийся сможет проанализировать текст, сделать вывод, определить лейтмотив произведения.

Обучающийся будет способен использовать навыки литературного письма (эссе, рассказ, повесть, стихотворение).

2-й год обучения.

Обучающийся будет знать основы писательского мастерства.

Обучающийся будет уметь погружаться в духовный мир героев; искать и определять нравственный идеал.

Обучающийся сможет понимать внутренний мир литературных героев, а не только воспринимать внешний сюжет произведения.

Обучающийся будет способен создавать собственные полноценные литературные произведения в различных жанрах.

По итогам реализации Программы у обучающихся будут сформированы

Учебно-познавательные компетенции:

  • Умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую творческую работу в разных жанрах литературного творчества; применение знаний о нормах русского литературного языка в письменной и речевой практике.
  • Умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.).
  • Умения и навыки анализа художественных произведений: жанрово-родовая специфика, стиль произведения, смысловой и эстетический анализ текста и т.п.)

Информационно-технологические компетенции:

  • Умение планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей по теме (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию).
  • Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме.
  • Умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
  • Умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.
  • Умение извлекать вторичную информацию, когда она представлена несколькими источниками.

Коммуникативные компетенции:

  • Умение выступать на публике и представлять результат своего литературного творчества.
  • Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументированно отстаивать своё.
  • Умение организовывать совместную работу на основе взаимоуважения и взаимопомощи.
  • Умение обмениваться информацией.

Социально-личностные компетенции:

  • Вступать в дискуссию и вырабатывать собственное мнение.
  • Иметь собственную определённую позицию.
  • Быть способным проявлять ответственность, самостоятельность и решительность в достижении поставленных целей.
  • Проявлять устойчивую духовно-нравственную позицию.

Построение образовательной деятельности строится с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и их способностей к чтению и литературному творчеству.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 12 до 15 лет включительно.

Программа обучения рассчитана на 192 академических часа.

Форма обучения: очная с элементами

Форма документа, выдаваемого по окончании обучения: сертификат об освоении программы и Удостоверение «Юного Писателя».

Темы занятий по программе «Мастерская литературного творчества», в процессе которых обучающиеся осваивают технику литературного письма, приобретают навыки писательского ремесла, создают произведения, обсуждают и разбирают творчество как профессиональных писателей, так и собственные.

1-й год обучения

I. ПРОЗА и ПОЭЗИЯ
Основы техники художественного письма
1 Вводное занятие
1.1 Смысл литературного творчества
2 Художественная проза
2.1 Малая форма. Сюжет. Фабула
2.2 Большая форма. Повесть. Роман
2.3 Повествователь. Рассказчик. Герой. Персонаж. Портрет. Пейзаж
2.4 Роль диалога в сюжете и создании образа
2.5 Классификация персонажей. Архетипы и амплуа. Характер
2.6 Типология и классификация сюжета
2.7 Композиция литературного произведения
2.8 Язык литературного произведения
2.9 Автобиографическая проза. Документальная проза. Эпистолярная проза
2.10 Критика. Итоговое занятие про Прозе
3 Поэзия
3.1 Рифма
3.2 Размер
3.3 Белый стих
3.4 Верлибр
3.5 Итоговое занятие по Поэзии
II. ЖАНРЫ
Особенности и нюансы творческой работы в различных жанрах
4 Жанр
4.1 Сказка
4.2 Святочный рассказ
4.3 Страшный (крещенский) рассказ
4.4 Миф
4.5 Фантастическая повесть. Фантасмагория. Фантастика и фэнтези. Научная фантастика.
4.6 Путевые заметки. Описание путешествия. Образ дороги в литературе
4.7 Детектив
4.8 Рассказ о любви. Рассказ о ненависти
4.9 Драма
4.10 Басня. Притча. Народные жанры: шванки, фаблио. Житие святых. Использование в литературе
4.11 Юмор и сатира. В чём разница
4.12 Игровые литературные жанры. Загадки. Акростихи. Палиндромы. Каламбуры
4.13 Направления. Модернизм. Что это? Основные приёмы и понятия
4.14 Итоговое занятие по Жанрам

2-й год обучения

I. ПРОЗА и ПОЭЗИЯ
1 Вводное занятие
1.1 Понятие успеха в литературном деле
2 Проза
2.1 Сюжет и фабула
2.2 Новелла, рассказ
2.3 Короткий рассказ. Повествователь
2.4 Короткий рассказ. Герой
2.5 Рассказ. Роль портрета. Роль пейзажа
2.6 Эпистолярный жанр. Биография
2.7 Историческое повествование. Очерк
2.8 Документалистика. Путевые заметки
2.9 Как работать с записной книжкой писателя
2.10 Идейная проблематика произведения. Система персонажей
2.11 Итоговое занятие по прозе
3 Поэзия. Основы стихосложения
3.1 Рифма
3.2 Размер
3.3 Белый стих
3.4 Верлибр
3.5 Итоговое занятие по Поэзии
III. ЖАНРЫ
Повышение писательского мастерства в различных жанрах
4 Работа с жанрами
4.1 Жанр. Выражение эмоций в рамках жанра
4.2 Диффузия жанров
4.3 Перевод
4.4 Жанр. Отношения правды и вымысла
4.5 Трансформация жанра
4.6 Жанр. Рассказ о любви
4.7 Жанровая инклюзия
4.8 Жанр. Агиография
4.9 Юмористика
4.10 Итоговое занятие по Жанрам


Поделиться


Вернуться к списку